70 ЛЕТ С НАЧАЛА ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИНЫ
О том, почему целина оставила о себе противоречивые мнения и факты, журналу «Мысль» рассказывает директор Национального архива РК, историк Сагила Нурланова.
– Малоизвестный факт, но первыми на целину отправились алмаатинцы. Архивы свидетельствуют, второго марта 1954 года на станции Акмолинск торжественно встречали первый поезд с целинниками из Алматы. В тот же день алмаатинцы выехали к местам организации будущих совхозов в снежную степь, где не было по большей части ни жилья, ни дорог. А уже 5 марта 1954 в Акмолинск – будущую Астану прибыл первый эшелон с москвичами-целинниками. Состоялся многолюдный митинг. От имени приезжих на перроне вокзала выступила работница Московского завода имени 1 мая Галина Злодорева: «Мы заверяем Вас, товарищи акмолинцы, что преодолеем все трудности, на колхозных и совхозных полях мы будем трудиться также хорошо, как трудились на предприятиях Москвы. Когда партия говорит «Надо», комсомол отвечает «Есть!»
В ознаменование прибытия первого эшелона из Москвы на железнодорожном вокзале Акмолинска была установлена мемориальная доска с надписью: «5 марта 1954 года по призыву Коммунистической партии Советского Союза сюда прибыл первый эшелон посланцев Ленинского комсомола – покорителей целины».
Новоселы, и казахстанские, и приезжие, по большей части стойко переносили невзгоды в степи. В мороз и метель на глухих железнодорожных станциях они разгружали вагоны с поступавшими в адрес создаваемых совхозов грузами. Прокладывали через заснеженные поля первые дороги, перевозили грузы на тракторах ДТ-54 к местам будущих центральных усадеб, отделений и полевых станов. Разгребали снег, ставили на пустырях щитосборные жилые дома, пекарни, столовые, бани. Большинство молодежи не имело специальностей. Вечерами, под завывание ветра, изучали в брезентовых палатках сельскохозяйственную технику, агрономию, строительное дело… Конечно, кто-то не выдержал испытаний, вернулся домой.
– Судьба собрала в Казахстане людей из самых разных уголков Советского Союза. Как местные жители встречали новоселов?
– По данным документов тех лет, на целине проявлялись не только трудовое мужество, героизм, но и укреплялась межнациональная дружба. Достаточно сказать, что в некоторых совхозных коллективах насчитывалось по 20-25 национальностей.
«Сила птицы – в крыльях, сила – человека – в дружбе», – говорит казахская пословица. Десятки тысяч специалистов и простых рабочих приехали тогда к нам в Казахстан. И это касалось не только сел. В Акмолинске не было ни одного промышленного предприятия, ни одной стройки, учреждения или учебного заведения, где бы коллектив не был многонационален по своему составу. Взять, например, насосный завод. Здесь трудились представители двадцати семи национальностей, на заводе «Целиноградсельмаш» – девятнадцати, «Казахсельмаш» – пятнадцати.
В Акмолинске и области в 1950-е годы проживали представители более шестидесяти национальностей и народностей. Созданные в целинных областях зерновые совхозы, а только с 1954 по 1958 год в Казахстане было создано 573 новых совхоза, способствовали закреплению и укоренению в Казахстане сотен тысяч русско-европейских переселенцев.
Вот такие впечатления сохранил побывавший на целине французский журналист: «Я, приехавший сюда, чтобы изучить освоение целины, быстро оказался далек от цифр производства, меня привлек подвиг людей. Я был у многих в гостях. Всегда были за столом люди разных национальностей. У казахов, уважающих обычай, каждый снимал обувь у входа и садился за бесбармак. У украинцев мы ели вареники с творогом, а блины украшали стол русских. Близко от Борового, где я отдыхал в последние дни, я посетил громадную птицеферму, которая дает 250 тысяч штук яиц в день. Директор фермы, кореец, пригласил меня к своему столу. Я ел там сушеную конину по-корейски и также картофель, у которого был аппетитный вид, но после того, как его съешь, горло в огне….
– Словом, годы ведь отшелушили идеологическое клише: «целину подняла воля партии и правительства»?
– На самом деле целину подняла дружба народов. И это не красивый лозунг, не пропагандистский штамп тех лет, а самая реальная оценка созидательных сил. Новоселов целины, хозяева этой земли, казахи, встречали радушно, по-братски деля с ними дастархан.
«Новоселы пришли на новые земли не крестьянствовать, не горе мыкать, как прежние поселенцы, гонимые нуждой, земельной теснотой и прочими невзгодами царской России, и не прежняя колониальная окраина встретила их здесь», – писал Мухтар Ауэзов. – «Встретил их Казахстан, казахский народ, с доверием и с любовью, с дружелюбием и неизменным чувством полного слияния. На казахстанской целине вместе с казахским языком зазвучали языки многих народов, и она стала зваться полем их дружбы, «планетой ста языков».
– Ваши родители тоже непосредственно связаны с освоением целины, какие воспоминания остались у Вас о тех годах?
– В доме моих родителей Елюбаевых, работников совхоза «Путь Ленина» Коргалжынского района села Сабынды, в 1950-е годы жил молодой первоцелинник. Он приехал к нам с Украины, его звали Филипп Будько. Филипп стал для нас родным человеком, работал вместе с моим отцом механизатором, быстро выучил казахский язык и свободно на нем говорил. Рано утром они уезжали в поле и трудились до позднего вечера. Моя мама Акбилек работала в совхозе дояркой, очень рано вставала на работу, доила коров, таскала тяжеленные фляги с молоком. Конечно, здоровья такой тяжелый труд не прибавлял.
Прошло несколько лет, и Филипп женился, совхоз предоставил ему дом, но он никогда не забывал нас. Каждый раз, проезжая мимо нас на своем К-700, он останавливался, заходил в гости, интересовался нашими делами, всегда старался помочь, если в том была необходимость. Дядя Филипп, так я его называла, всегда говорил, что мы для него самые близкие люди, он очень любил моего старшего брата Сапаргали, которому тогда было лет пять, всегда находил время поиграть с ним, а мои родители считали Филиппа своим сыном. Помню, как перед поступлением в первый класс на день рождения дядя Филипп подарил мне большую куклу с голубыми глазами, Анюту. Как сейчас помню ее зеленое в клеточку платье-клеш, белые ботиночки, кудрявые волосы…
Конечно, живописать безоблачную благодать в целинные годы, значит не говорит всей правды. Бывало всякое, и речь даже не о том, что порой искрили бытовые стычки. Случалось, национальные обиды провоцировала власть. Бывший в 1954–1955 годах первым секретарем ЦК Компартии Казахстана Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, выступая на собрании Акмолинского партийно-хозяйственного актива, с возмущением говорил, что жившие на севере Казахстана немцы были обязаны ходить в комендатуру отмечаться, поскольку были в Казахстан сосланы. В качестве примера приводил Вильгельма – директора передового акмолинского совхоза «Рождественский». «Уважаемый, облеченный доверием людей человек, а ходил отмечаться», – говорил Пономаренко. А ведь отмечались в комендатурах не только немцы, но и другие репрессированные народы. Словом, тема принудительного труда на целине еще ждет своих исследователей.
– И, тем не менее, с тех пор, кажется, не забыта крылатая фраза «Люди поднимали целину – целина поднимала людей». Эта действительно так и было?
– Давайте поговорим о замечательной женщине – Магавье Сеиловне Исмагамбетовой. С 1959 года она работала первым секретарем Кустанайского обкома комсомола, в 1961 году была назначена заместителем председателя Целинного крайисполкома. С упразднением края – следующие 10 лет была заместителем председателя Целиноградского областного исполкома, 12 лет до выхода на пенсию – секретарь Целиноградского обкома партии по идеологии, член Ассамблеи народа Казахстана. Так вот, она считала, что целина прочно прописалась в нашем казахстанском сознании. Целина прошла через судьбы сотен тысяч людей, сформировала их мировоззрение, моральные и нравственные ценности.
Слово – всю жизнь Магавьи Сеиловны – главное оружие, лучше сказать инструмент. Слово призывное, греющее, ободряющее… Найти его и сказать в том самый момент, когда оно нужнее всего – нет благодарнее дела. Поэтому в самые звездные годы, они же самые трудные, звали Магавью Исмагамбетову главным идеологом целины. Ведь все было: массовый, не на показ, трудовой героизм, естественные, как дыхание, артельность, чувство локтя, интернационализм, взаимовыручка, профессионализм, горделивое сознание причастности к большим событиям. Понятие «целинный характер» не чья-то придумка, не изобретение агитаторов тех лет. Магавья Исмагамбетова рассказывала о своих дорогих подругах, женщинах, которые так много сделали на целине. Евдокия Зайчукова, Вера Сидорова, Культай Демисенова, Лидия Розанова, Сагила Есенжолова, Елена Мейтина, Фаина Стародубцева, Наталья Геллерт… Разве всех перечислишь! С кем-то была дружна, кому-то помогала сделать первые серьезные шаги. Для Наташи Геллерт была как мать родная. Тут многое сошлось, чтобы тропа жизни вывела Наталью на большак. Хотя многое как раз взлетов судьбы не обещало. Одиннадцать детей было в семье Марты Людвиговны и Владимира Ивановича Геллерт. Наташа вторая по старшинству. Девчонкой села на трактор, что в далеком казахском селе Амангельды было невообразимо. Целина действительно дала возможность многим казахам изменить свою жизнь, освоить профессии, которые раньше казались недоступными. Аманула Габдулхаевич Рамазанов работал директором целинного совхоза «Ак-Кульский». Агроном по образованию, человек с организаторской жилкой и большим политическим кругозором, прошел большой путь: был на партийной работе, занимал пост первого секретаря районного комитета партии, работал первым заместителем министра сельского хозяйства Казахской ССР.
Герой Социалистического труда Сандыбеков в 1954 году работал рядовым механизатором целинного совхоза. Учился, работал, стал директором совхоза «Майский», затем председателем райисполкома крупнейшего зернового района – Карасукского.
– Опубликованные в те годы газетные статьи, очерки и книги, фильмы, картины, стихи и песни – настоящая «Целиниана», имела размах сравнимый, быть может, по важности для целинников с «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера для греков?
– Но ведь творчество тех лет живо! Значит, создавалось не по указке сверху, не по конъюнктуре, а шло от души, от жизни. Теперь оно словно эстафета духа романтики и упорства, умения и желания работать, должно передаваться современному поколению казахстанцев, строящему Новый Казахстан.
Олжас Сулейменов написал тогда стихотворение «Хлебная ночь». Вот показательные строки из него: «Приезжали под песни, / Круша каблуками перрон, / А ушли, как песок, / Кроме самых надежных парней. / Проверялся на людях / Великий научный закон / – Не набор, / Но отбор…»
То есть, на целине, по мысли нашего любимого поэта, оставались лучшие, целина проверяла людей на прочность, и физическую, и духовную.
Выдающийся композитор Казахстана Еркегали Рахмадиев создал оперу «Песнь о целине». Она, уникальная и единственная в своем роде, стала истинным гимном в честь людей труда, ожививших степи Казахстана.
Мухтар Ауэзов написал произведение «Хлеб-соль». По образному его выражению, «подъем целины явился новой весной и для культуры, литературы, и искусства Казахстана».
А вот что сообщал о значении целины для Казахстана наш знаменитый писатель Габиден Мустафин: «В поездках по родной земле я прихожу в волнение при виде удивительных перемен, той нови, которую творят сыновья и внуки героев моих книг. На передовой линии хлебного фронта я вижу вместе с моими земляками русских, украинцев, белорусов, узбеков, молдаван, сыновей и дочерей многих других наций и народов нашей Советской Отчизны. На просторах древней Сарыарки плечом к плечу, как сплоченная семья, как дети одного отца, одной матери, они создают прекрасный новый мир, заняты делом величайшей исторической значимости…»
По мысли Габидена Мустафина, действуя в одиночку казахский народ никогда бы не добился таких грандиозных социально-экономических успехов, как в содружестве представителей всех народов на подъеме целины.
Целинная эпопея послужила темой многих произведений в искусстве, литературе, кинематографе. Первые работы стали появляться уже в год начала освоения, и с каждым годом их становилось все больше в различных сферах искусства. Весной и летом 1954 года группа художников выехала на целину. Они претерпевали те же трудности, что и сами целинники, жили в тех же палатках и вагончиках. Итогом поездки стала «Выставка работ московских художников, выполненных в поездках на целинные и залежные земли», открывшаяся в Москве осенью 1954 года. В 1955 году в издательстве «Советский художник» по ее итогам вышла книга «Этюды, картины с целины. Работы художников весной и летом 1954 года».
Широко известный и в те годы, и сейчас, поэт Владимир Харитонов называл целину целой страной, новой планетой. На его стих «Планета целина» была положена прекрасная музыка Оскара Фельцмана, а песню пел Иосиф Кобзон. Еще большей популярностью пользовались песня «Здравствуй, земля целинная» на стихи Николая Солохина: «Вьется дорога длинная, / Здравствуй земля целинная! / Здравствуй, простор широкий, / Весну и молодость встречай свою! / Зашумят метели, затрещат морозы, но друзей целинных нелегко сломить. / На полях бескрайних вырастут совхозы…»
Ее распевала вся страна. Творчество знаменитого казахстанского поэта Владимира Гундарева также озарено целинной эпопеей. Стоит только привести некоторые названия его стихов: «Какого цвета поле» (повесть о Картаузове), «Здесь прописаны наши сердца», «В сердце и памяти поколений», «Главный агроном целины», «Жизнь на светлой земле». Внес свою лепту в освещение целины и советский кинематограф. В 1955 году выходит первый фильм о целине с символическим названием «Первый эшелон». К его созданию были подключены лучшие творческие силы Союза. Далее в широкий прокат вышел фильм «Иван Бровкин на целине». Вновь были привлечены творческие силы из разряда «тяжелой артиллерии», и вновь поразительная удача, результатом которой стали новые отряды добровольцев-целинников. И еще скажем одной из поздних экранизаций. В 1979 году на экраны выходит широкоформатная киноповесть Алексея Сахарова «Вкус хлеба»…
– Однако оценки целины в последние годы кардинально изменились?
– Среди научных работ последних лет по целине отметим основанную на архивных источниках монографию казахстанских ученых Гальи Алпыспаевой и Шолпан Саяхимовой «Социальные процессы в северных областях Казахстана в целинные годы и их влияние на социокультурную среду в регионе».
В ней показаны негативные демографические аспекты освоения целины. Как отмечают эти исследователи, характерная черта советского времени – доминирование однозначно позитивной оценки результатов освоения целины. В то время отсутствовал критический анализ демографических изменений в регионах целины. Трансформация национальной структуры населения Казахстана трактовалась как достижение национальной политики государства и оценивалась как великое благо для казахов.
С обретением независимости отечественные историки, признавая положительные стороны целинной эпопеи, стали подходить к оценке различных ее аспектов объективно. Они указывают на негативное влияние огромных миграционных потоков из других регионов Советского Союза в Казахстан, связанные с ними социальные и этнокультурные противоречия, показывают причины сокращения использования казахского языка.
К примеру, историк Ардак Абдирайымова приходит к выводу, что основной причиной конфликтной социальной ситуации в регионе была хозяйственно-бытовая неустроенность переселенцев. Массовая миграция на целину из других регионов Союза способствовала вытеснению казахской культуры и казахского языка.
В исторической литературе приводятся данные о том, что против кампанейского характера целинного проекта, непродуманных масштабов распашки выступал первый партийный руководитель республики Жумабай Шаяхметов: «Земли в Казахстане хватает. Ежегодно мы планово, с учетом возможностей и потребностей, осваиваем значительные площади для возделывания зерна. Эта работа обязательно будет продолжаться. Но мы решительно против того, чтобы за 2–3 года перевернуть 20–25 миллионов гектаров! Нельзя не брать во внимание, что в Казахстане растет число скота, которому нужны хорошие пастбища, сенокосные угодья для заготовки нескольких миллионов тонн сена».
Однако все эти аргументы первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев без всяких на то оснований назвал политически незрелыми и отсталыми, содержащими узкие, местнические интересы.
– Об отрицательных последствиях освоения целины для казахского народа в советское время предпочитали не говорить. Однако в те годы доля казахского народа сократилась почти до 30% в общем удельном весе населения республики. Резко ухудшилась ситуация с казахским языком: сократилась сфера его применения, стали закрываться школы с казахским языком обучения, он стал в основном применяться только на бытовом уровне. Такая языковая политика отрицательно повлияла на состояние образования на казахском языке.
– В настоящее время демографические проблемы более-менее нормализовались – казахское население в процентном отношении стабилизировалось, открываются школы, гимназии, институты, где родной язык занимает ведущее место. Однако сегодня же миграционные потоки не прекращаются, только носят они «обратный» характер – из сел в города. Ведь самый большой отток населения приходится на сельские районы.
В 2017 году казахстанские и российские эксперты на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» обсуждали тему «Сила колоса: освоение целины Казахстана как фактор интеграции евразийских народов». Участники дискуссии отмечали, что заслуги целинников незаслуженно забываются, между тем освоение целины – это историческое наследие наших стран. При обсуждении эксперты рассказали, что ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» в 2009 году, в рамках исследования «Евразийский монитор», изучал тему отношения населения постсоветских стран к истории ХХ века (и целине, в том числе). В выступлении Гульмиры Илеуовой, президента центра, отмечалось, что, когда осуществлялся этот проект, была гипотеза, что в силу этнического подхода к истории произошел перекос в общественном мнении и сформировалось негативное отношение, особенно у молодежи, к истории советского периода (при опросе был сделан возрастной срез 18–30 лет). Полученные данные во время опроса: 7,5 % опрошенных не знают о таком событии, как освоение целины, негативно отреагировали 5 %, а 10 % затруднились с ответом, ответ «нейтрально» выбрали около 10 %. Остальные люди сказали, что это событие «скорее, позитивно» и «безусловно, позитивно», Исследование показало, считает Гульмира Илеуова, что отношение к этой теме спокойное: чем моложе респонденты, тем меньше они знают о целине, но тем меньше и положительных оценок; у старшего поколения (в возрасте от 45 лет) больше положительных оценок.
– Всесоюзная перепись населения, проведенная в 1959 году, выявила катастрофические демографические изменения численности коренного народа в Казахстане.
– Численность казахского населения увеличилась к 1959 году по сравнению с 1939-м на 19,7 %, русского на 50,7 %, то есть темпы прироста русского населения были в 2,6 раза выше, чем казахского. Существенно увеличился удельный вес других народов, проживающих в республике. В этих условиях, отмечают исследователи, возникла реальная угроза полной ассимиляции казахов, исчезновения их как самобытного народа. Если бы не реэмиграция этнических казахов из Китая в целинные регионы, то численность казахов в Северном Казахстане была бы еще ниже указанной цифры.
Прибытие первоцелинников стало очередным испытанием казахского народа на толерантность. Появление чужой культуры и языка было повсеместным, но оно воспринималось казахским населением без агрессии. Казахский народ сумел восстановить свою численность, возродил родной язык, люди разных национальностей сумели найти взаимопонимание. Казахи сумели не раствориться в миграционных потоках, в чужой культуре, сохранить свою национальную идентичность и государственность. Современная демографическая политика независимого Казахстана, учитывает уроки прошлого, стремится сделать полиэтничность главным богатством Казахстана с учетом ведущей роли в этом процессе казахского народа.
С другой стороны, общий труд коренного народа и прибывших на освоение целины представителей многих этносов сблизил людей, сплотил людей разных национальностей. С годами целинная общность людей трансформируется в казахстанскую надэтническую гражданскую общность, победила любовь к Казахстану представителей разных этносов, объединенных казахстанским патриотизмом. Появился и особый термин «казахстанцы» – представители разных народов, объединенные единым казахским шаныраком.
Целинная эпопея для многих людей стала смыслом жизни, казахам и представителям других народов в Казахстане дала возможности научного, культурного и профессионального развития, карьерного роста. Целина, по сути, стала уникальным мировым опытом по воспитанию культуры толерантности и взаимного культурного обогащения представителей разных народов. Межэтническое согласие – это великое достояние казахстанского общества. Большую роль в формировании казахстанской идентичности этносов играет созданная в 1995 году Ассамблея народа Казахстана. День создания Ассамблеи народа Казахстана стал праздником, когда все этносы страны могут поблагодарить друг друга и казахский народ за терпимость и гостеприимство. Этот день уже стал ярким праздником милосердия, дружбы и любви всех казахстанцев друг к другу.