Наскальные изображения, как художественная культура древних жителей – своеобразная весточка из прошлого для потомков, как связующая нить между поколениями – для комплексного, углубленного изучения истории наших предков с целью создания объективной картины их жизни.

Казахстанское общество на современном этапе развития испытывает огромную духовную потребность в познании исторического прошлого, в частности, в получении достоверной информации об истинном значении шедевров древнего наскального искусства, созданных творческим гением наших далеких предков.

Действительно, на протяжении последних двух-трех десятилетий во всем мире наблюдается всплеск интереса к проблемам изучения наскальных изображений – основного компонента древних изобразительных памятников, вследствие чего происходит расширение и накопление источниковой базы научных исследований и познавательного подхода к этому феномену культурного наследия прошлого.

Группа работников Национального архива Республики Казахстан (Кенбаев М.К., Кантеева К.А., Нурмагамбетов Д.С.), возглавляемая генеральным директором Абсеметовым М.О., в период с 8 по 16 августа 2013 г., побывала в археографической экспедиции на территорию Шетского района Карагандинской области (Бетпакдала) по изучению наскальных рисунков – петроглифов.

Данная экспедиция была организована и проведена в рамках исполнения протокола расширенного заседания Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан под председательством Государственного секретаря М. Тажина, состоявшегося 5 июня т.г., а также в соответствии с разделом годового плана работы учреждения и Научного совета. В ходе экспедиции была проведена фотосъемка наскальных изображений (более 200 кадров).

В работе экспедиции принимали участие археолог, доктор исторических наук, специалист в области изучения петроглифов, ветеран казахстанского альпинизма Алексей Николаевич Марьяшев и археолог-любитель из его команды, руководитель детско-юношеского пресс-центра республиканской детской газеты «Дружные ребята» Ольга Гумирова. По словам А.Н. Марьяшева: «Генеральный директор Национального архива Республики Казахстан Марат Оралбаевич Абсеметов пригласил нас в экспедицию в Шетский район Карагандинской области, где мы познакомились с некоторыми интересными памятниками.

Район гор Тайаткан-Шунак поражает своей красотой, величием и древностью. В этих краях с научными изысканиями находились Чокан Валиханов, Григорий Потанин, Алихан Букейханов, представители Императорского Русского географического общества, Алькей Маргулан и другие.В квадрате гор Шунак, Калмаккырылган и Айгырушкан находятся тысячи древних наскальных рисунков. Есть сцены и сюжеты, которые позволяют определить время и назначение этого памятника. Основная часть этих петроглифов относится к эпохе бронзы, т.е. к середине IIтысячелетия до новой эры. Что на это указывает? Аналогичный памятник известен в Тамгалы, в 170 км от Алматы. Это фигуры людей, которые стилистически близки к рисункам из Тамгалы – это люди с приподнятыми носами, у многих людей похожее вооружение – люди с палицами через плечо – это сцены поединков.

Здесь же находится много солнечных знаков. Есть несколько уникальных – с изображением звездного неба. Кроме того, очень много рисунков батальных, т.е. рисунков сражений. По тому, как они размещены, выполнены стилистически, они близки к тамгалинским,но не всем, а наиболе древним рисункам из Тамгалы. В целом можно сказать, что эти изображения связаны со степной культурой эпохи бронзы.

Во втором тысячелетии до новой эры степи заселяли племена андроновской культуры, некоторые их этих рисунков довольно светлые, можно предположить, что их реставрировали, это было долговременное святилище. Поскольку эти рисунки реставрировали, это дает судить, что их посещали не одно столетие, их подновляли. Это скопление рисунков появилось не случайно, это был храм под открытым небом. Есть рисунки более позднего времени – эпохи ранних кочевников, имеются и средневековые».

В горах Шунак, куда прибыла экспедиция Национального архива РК, находится одноименный древний метеоритный кратер, который будоражил умы виднейших ученых-геологов всего мира. Он возник в результате удара метеорита 12 млн. лет назад в миоценовую эпоху. Кратер в поперечнике около 3,1 км и глубиной 400 м. Для сравнения: известный всему миру Аризонский метеоритный кратер в США имеет поперечник в два с половиной раза меньше, а глубина его – всего 175 метров.

В местности Тайаткан-Шунак расположен надгробный памятник главному полководцу Кенесары, великому батыру казахского народа Агыбай батыру (1802-1885 гг.). Ежегодно к Мавзолею батыра по степным дорогам приезжают тысячи поломников.

Особенно интенсивны следы пребывания древнего человека в юго-восточной части Бетпакдалы, в пределах гор Майжарылган, Жамбыл, Аркарлы и Огузтау.

Здесь находятся курганы ранних кочевников, остатки небольших оросительных сооружений, свидетельствующих о сочетании кочевого и полукочевого образов жизни племен, обитавших здесь. По технике исполнения и композициям они относятся к раннему этапу эпохи бронзы.

Появляются многоплановые, многофигурные композиции, в основе которых лежат мифологические сюжеты и эпические сказания ранних кочевников. Средневековые рисунки наносились поверх древних гравюр. В таких случаях возраст их определяется по характерным для эпохи атрибутам и сюжетам, а также по цвету: более древние рисунки темнее. Некоторые петроглифы средневековья сопровождаются надписями. Позднее появились петроглифы с этнографическими сюжетами из жизни казахов.

Искусство древнего человека представляет собой первые шаги в освоении окружающей действительности на самых ранних стадиях общественного развития. Свидетельство тому – наскальные рисунки, которые изображают миропонимание древних кочевников.

Местонахождения петроглифов представляют собой скопления примерно из сотни фигур на каждом памятнике и расположены в наиболее приметных местах в степи – на скальных выходах по вершинам и склонам сопок, на обрывистых берегах пересыхающих летом небольших речек.

Эти пункты заметны издалека, с ними, как правило, связаны многочисленные предания и легенды казахов, и они почитаются как святые места – «аулие». Такие пункты необходимы скотоводам и как памятные знаки для ориентации в степных просторах.

Возможно, в древности памятники с петроглифами при перекочевке скота исполняли роль своеобразных «маяков» в бескрайних просторах степного «океана», отмечали наиболее удобные пастбища, пути движения.

Такие знаки на местности в сочетании с примитивными астрономическими знаниями являли собой некий культово-информационный комплекс раннего скотовода.

В условиях отсутствия письменности существовало ограниченное число каналов передачи информации внутри общества. Коммуникативные возможности людей ограничены вербальной и изобразительной традициями, которые отражали знания, накопленные обществом в единственно доступной тогда форме – мифологической.

Важное значение степных изобразительных памятников заключается и в том, что они фиксируют перемещения древних племен на обширных пространствах, поскольку единственный способ территориального распространения этих памятников, в отличие от археологических предметов, есть передвижение в пространстве самих носителей изобразительной традиции.

Вглядываясь в наскальные изображения Бетпакдалы, невольно фиксируется в сознании мысль о единении человека с космосом, о взаимопроникновении реального и сюрреального. Запечатленные на скалах, они приобретают значение исторических документов универсального типа.

В сознании древнего человека доминировало поклонение силам природы, культам Неба-Тенгри, солнца и луны, тотемам-животным (мать-олениха, волк, конь, архар, барс, кулан, верблюд и др.), свидетельство того, что основой мировоззрения древних кочевников было тенгрианство.

Сцены охоты, жертвоприношений, караваны верблюдов, звездное небо, изображение тамги (родовых знаков) – сюжеты, которые поражают не одно поколение созерцателей, как точностью донесения информации, так и техникой исполнения на протяжении многих веков и тысячелетий. Наскальные изображения подразделяются на петроглифы (выбитые, выгравированные, прошлифованные), писаницы (выполнение охрой) и росписи (пещерная живопись).

Проанализируем лишь некоторые наскальные изображения, в которых нашли отражение хозяйство и быт  кочевников, их философское миросозерцание. Например, петроглифы Бетпакдалы можно условно разделить на четыре вида: 1) тотемы зверей; 2) композиции (сцены из жизни кочевников); 3) тамги родов; 4) звездное небо (поклонение богам Неба, Солнца, Луны).

Так, тотемы зверей представлены изображениями архаров, коней, верблюдов, оленей, и др. Возможно, у каждого рода был свой тотем-животное, которому преклонялись древние люди, например, перед охотой, для удачного ее исхода.

Также мы видим изображение лошади с седлом, что свидетельствует о процессе одомашнивания диких животных. Вообще, образ коня многолик и разнообразен. Это и большеголовые лошади (скорее всего, лошадь Пржевальского), и изящные скакуны.

Тотем «Олень» содержит в себе глубинный философский смысл – это олицетворение гордости и благородства, они интерпретируются как космические животные; особенно символическое значение придавалось его ветвистым рогам.

Часто встречаются изображения архаров, горных козлов (тау-теке). В отличие от изображений оленей, лошадей, их изображения представляют собой схематичный рисунок. (Фото «Тотемы зверей»).

Композиции из жизни древних кочевников поражают своим совершенством исполнения: всматриваясь в картины охоты, жертвоприношения или хозяйственные работы (возделывание земли запряженными буйволами или мулами), становишься как бы невольным свидетелем давно минувших лет, благодаря мастерству древних художников, их умению переносить зрителей в пространстве и во времени. Это – настоящий шедевр древнего искусства, до сих пор изумляющий не одно поколение человечества. (Фото «Композиции»).

Следующая группа – «Тамги родов», представляют собой изображения  родовых знаков кереев, аргынов, и др., а также древние шумерские знаки. Тамги являются отображением социально-политической жизни древних насельников Великой степи, которые использовались как важнейший правовой механизм в регулировании взаимоотношений между различными группами и социальными слоями населения. (Фото «Тамги родов»).

«Звездное небо» – наскальные изображения, олицетворяющие поклонение древних людей в эпоху тенгрианства. Изображение звездного неба является своеобразным восхождением духов-покровителей рода или племени к богам, в вечность. Здесь кроется глубокий философский смысл – источник всего бытия находится на Небе, рядом с небесными светилами – Солнцем и Луной. (Фото «Звездное небо»).

Наскальные гравюры Казахстана представляют собой величайшее сокровище, оставленное нашими далекими предками, и служат незаменимым источником для понимания далекого прошлого.

astana 20

ЛОГО ПРОМРЕВОЛЮЦИЯ РУС

egovkz ru

   
   
Разработка сайтов - SEOPRO